нарын кала 12

Дербент

 

2 дня
Россия, Республика Дагестан, Дербент

Размещение в отеле. 3 х, 4 х местные номера.

1

День 1

Суббота.
08:00 завтрак
09:00 Выезд на экскурсию

Экскурсия начинается от Крепости «Нарын Кала».

Главная достопримечательность Дербента. Эта твердыня, возведенная в 6 в., достаточно хорошо сохранилась. Эта крепость в древние времена перекрывала проход между Кавказом и Каспием и была стратегически важным объектом. Ее площадь превышает 4 га. Стены крепости, которые в толщину достигали 3 м, препятствовали постоянным набегам кочевников из Юго-Восточной Азии. Южная часть фортификационного сооружения была практически уничтожена, а вот северный участок сохранился до наших дней. Интересно, что за всю историю своего существования дербентские стены пережили множество нашествий. Также до наших дней дошли бани, расположенные внутри крепости. На территории цитадели находится крестово-купольный храм V в.

Оттуда спускаемся к Старому Кварталу. Ещё раньше Бестужев-Марлинский так поэтично описал Старый город Дербента: «Поток камней и грязи с трещинами вместо улиц».

Арабы, завоевавшие город после столетия сражений в VIII веке, для облегчения ориентации разбили город на кварталы – кисмы (части), ныне имеющие тюркские названия – магалы.
По дороге в Джумма Мечеть мы зайдем в старинную мечеть, которая называется «Бала Мечеть».

Бала-мечеть расположена в верхней части города Дербента недалеко от ворот Орта-капы по адресу 7 магал квартал 129.

До 1825 года несколько восточнее мечети проходила первая поперечная стена, снесенная в это время. Только торцевой стеной мечеть выходит на проезжую улицу, с других сторон её окружает городская застройка. На плане XVIII века и на рисунке, сделанном Адамом Олеарием (1638 г.), на этом месте изображено большое квадратное здание, которое среди других зданий города выделяется внушительными размерами и куполом своеобразного профиля. В гравюре, приложенной к атласу Б.А.Дорна (1860 г.), здание мечети двухэтажное с куполом. Окна первого этажа высокие, закругленные сверху. На втором этаже окна очень маленькие.

Величественная мечеть, изображенная на рисунках XVlll в., до нашего времени не сохранилась. Во время осады Дербента в 1796 году войсками генерала В.Зубова здание было разрушено. Позже на его месте было построено новое одноэтажное здание с плоской кровлей, без купола. О дате строительства, 1225 год хиджри (1810 г.), сообщает резная надпись над клинчатой перемычкой входа. Однако, от величественного ранее здания не осталось и следа. Свой современный облик мечеть получила в 1810 году, когда после окончательного закрепления города за Россией, приступили к восстановлению участков нижних крепостных стен и частично зданий, разрушенных во время штурмов города в 1796 г. и 1806 г. российскими войсками.
После мечети мы идем в Старинную Восточную Баню 8 века.

Баня (мужская) расположена в верхней старой части города (7 магал, квартал 132 Дербента), в непосредственной близости к древней торговой площади и к Килиса мечети. С запада и с севера баня расположена впритык к частным домовладениям, с восточной стороны к ней примыкает торговая площадь, с южной – дорога.

Мужская баня – это сводчато-купольное сооружение, заглубленное в землю. Подобные типы бань являются традиционными для Ближнего Востока. Она состоит из двух основных купольных помещений, выполненных с купольно-сводчатыми перекрытиями, а также имеет множественные разветвления в виде вспомогательных помещений меньших размеров и комнатами-нишами с цилиндрическими сводами.

После того, как посмотрим баню мы отправляемся в Джумма Мечеть.

Эта мечеть сегодня является важной святыней для последователей ислама в России. Она расположилась в самом центре исторической части города и на момент своего сооружения (8 в.) была самой большой постройкой Дербента. Джума-мечеть неоднократно перестраивалась. Так, одна из надписей гласит, что она была реконструирована после сильного землетрясения. В 15 в. возле нее было сооружено медресе. Формирование комплекса мечети завершилось только в начале 19 века. Во времена советской власти в этом здании располагалась городская тюрьма, и только в 1943 г. Джума-мечеть стала играть свою духовную роль.

После мечети мы отправляемся к старинной Армянской церкви Св. Всеспасителя.
Эта церковь является одной из самых важных культовых построек Дербента. Несмотря на то что она была возведена только в 19 в. и сильно пострадала во времена Гражданской войны, это сооружение относится к числу самых интересных достопримечательностей Дербента. Сегодня в здании старой армянской церкви располагается городской музей.

В 13:30 Заканчиваем экскурсию и возвращаемся в отель на обед.
В 15:00 Продолжаем экскурсию по городу.

Экскурсию начинаем с старинного кладбища Кырхляр — могилы сорока шахидов. Сорок древних могил, выделенные в особое почитаемое место на Северном мусульманском кладбище Дербента, называются тюркским словом Кырхляр, то есть ‘сороковник’ или просто ‘сорок’. Вместе с мечетью Джума эти могилы являются одной из самых старых и важных для Кавказа исламских святынь.
Захоронение расположено в 500 метрах от северной стены города, у ворот Кырхляр-капы ( которые арабы называли Баб ал-джихад — «Ворота Священной войны»), в центре Северного кладбища. От остального кладбища захоронение отделено высокой каменной оградой. За оградой — четыре ряда надмогильных саркофагов из цельных камней, выдолбленных в виде полуцилиндров длиной до трех метров.

Захоронений вообще-то больше сорока, есть еще дополнительный малый участок из восьми могил. Саркофаги Кырхляр горизонтальные, в отличие от более привычных и более поздних надгробных плит на могилах мусульман. Считается, что Сороковник — это могилы ‘святых шахидов’, арабских воинов, в 22 году хиджры (642/3 г.) либо в 40 году хиджры (661/2 г.) принесших новую религию в Дербент и павших в бою с хазарами. Религия была в прямом смысле слова новой: хиджра, начало мусульманского летоисчисления, это дата переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. В 643 году прошло всего лишь одиннадцать лет со дня его смерти, и ислам проповедовался почти ‘из первых рук’.

По легенде, тела погибших воинов оставили на съедение птицам, но они чудесным образом остались целыми, и тогда их решили похоронить с почетом. Длинные надписи на плитах, о которых пишут старые историки и путешественники, плохо сохранились до наших дней. Их остатки позволяют отнести надгробия к VII-IX векам. Некоторые источники, в том числе дербентская средневековая хроника, называют имя предводителя воинов — Салман ибн Рабия ал-Захили. По другой версии, ‘сорок’ — не арабы, а отряд османских воинов-тюрков чуть более позднего времени. Малый участок — это, возможно, более поздние могилы дербентских праведников.

Так или иначе, могилы всегда были святым местом для всех жителей Дербента, и для арабов, и для персов, и для азербайджанцев. Сегодня к захоронениям приходят не только мусульмане, но и люди других вероисповеданий. На Кырхляр есть сторож и добровольные гиды-смотрители, которые ухаживают за памятниками, направляют посетителей и собирают пожертвования. Допускаются на Кырхляр все желающие — естественно, при условии соблюдения элементарных правил поведения в таком месте. Паломники приносят на могилы сладости и оставляют их на специальном ‘столе’ посреди большого участка могил. Кладбищу приписывают чудодейственные свойства: его земля якобы спасает от сглаза и вылечивает от бесплодия. Рядом с саркофагами есть культовый объект — каменная люлька. Супружеским парам нужно вместе качнуть ее и, как здесь говорят, дети будут.

После кладбища мы направляемся к самой длинной и полностью сохранившейся стене Нарын Кала, которая сделана в виде проспекта.

Оттуда спускаемся к Девичьей бане. Музейный комплекс «Девичья баня» располагается в старой части Дербента, недалеко от старейшей мечети России Джума-мечети.
Сейчас девичья баня превратились в музей с экспозицией «Культура и быт Древнего Дербента», а вот с XIX века по 50-е годы XX ею активно пользовались по прямому назначению.
Собственно, именно здесь проходило мытье девушек перед брачным обрядом. В зале для раздевания, куда посетители попадают, спустившись по длинной узкой лестнице, сейчас находятся музейные экспонаты, рассказывающие о жизни дербентских девушек XIX века. Экскурсовод расскажет о том, как совершался обряд очищения перед свадьбой, какое придание давали за девушкой и многое другое.

Например, в баню барышню приводил отец, а вот следующим мужчиной, который увидит чистую (и телом, и душой) девушку, будет уже ее законный супруг. По сути, обряд омовения чем-то походил на современный девичник. Невеста мылась в отдельном помещении, куда ведет низкий ход из банного зала. А после девушки пили приторно-сладкий шербет, слушали музыку и общались в последний раз, потому что после свадьбы нынешняя невеста мылась уже в другом месте.

Рядом с девичьей баней располагалась баня женская, куда отправлялись купаться недавние девушки. В здешние помещения туристов так просто не пускают, потому что с 1991 года баню закрыли на ремонт. Переходы между помещениями совсем низкие, что сделано для сохранения интимности: снаружи видны только ноги женщины, совершающей омовение.

В 18:00 возвращаемся в отель.
Ужин. После ужина на берегу моря у костра дегустация вина и коньяка.
Свободное время.

2

День 2

Воскресенье.
08:00-09:00 Завтрак

После завтрака отправляемся в Дербентский Пассаж, где желающие могут в фирменном магазине приобрести местные сувениры. Здание пассажа (памятник регионального значения) построено в начале XX века. С 1927 года использовался как крытый рынок. В настоящее время в помещении пассажа работает магазин. Располагается на углу квартала на пересечении улиц Таги-Заде и Кази-бека. Представляет собой высокое двухсветное здание с вытянутым вдоль улицы Таги-Заде прямоугольным планом. Декоративное оформление фасадов нагружено стилизованными эклектическими деталями. Выделяется главный (боковой) фасад по улице Кази-бека, акцентированный центральным ризолитом в виде высокого пилона, в верхней части которого имеется ранняя арабская надпись и более поздняя — с датировкой «1927» и наименованием «Крытый рынок Горсовета».

Свободное время. В 12:00 Возвращение в отель.
Обед. Сбор вещей. Выезд домой.

 

Стоимость программы: 5 500 руб./чел.

Tour Reviews

There are no reviews yet.

Leave a Review

Rating